Каждый художник в своём творчестве хоть раз обращался к многообразию природных форм и цветов. Люди стремятся воплотить в своих произведениях — архитектуре, музыке, живописи- то, что они видят в окружающем их мире. Но существует направление в искусстве, где художественные инструменты в буквальном смысле «лежат под ногами» — лэнд-арт.
Лэнд-арт это относительно молодое направление в искусстве, возникшее в конце 60-х годов ХХ века в США. Его суть в гармоничной связи между произведением и природным ландшафтом. Арт-объект неразрывно соединён с окружающей его натуральной средой, подчёркивает и дополняет её. При создании произведений лэнд-арта используются преимущественно натуральные природные составляющие: песок, листья, ветки, камни и т.д. Искусственные материалы сведены к минимуму. Произведения подчас создаются в труднодоступных местах, и их невозможно выставить в галереях, продать или транспортировать.
Современный лэнд-арт по праву называется экологичным искусством. Он зародился в эпоху царства пластика и стал реакцией сознания художника на экологический кризис, попыткой привлечь внимание людей к красоте первозданной природы. Это своего рода «возвращение к истокам», к далёкому прошлому, когда творчество носило не только эстетический, но и вполне прикладной характер, отражало глубину мифологического сознания и служило способом поклонения могуществу природных сил.
Примеры первобытного искусства послужили вдохновением для создания целого направления в искусстве, в основе которого — активное использование природного ландшафта.
Помимо искусства древности, художники лэнд-арта вдохновлялись такими направлениями, как минимализм и концептуализм.
Среди пионеров зародившегося в конце 60-х художественного направления наиболее известны Уолтер де Мария и Христо (совместно с Жанной Клод). Их работы признаны самыми красивыми и яркими проявлениями лэнд-арта, однако для их создания использовались материалы искусственного происхождения.
«Поле молний» Уолтера де Мария представляет собой участок земли в пустыне штата Нью-Мексико, длиной в одну милю и шириной в один километр. По всему периметру поля в землю вбито 400 стальных столбов. По задумке автора, столбы притягивают молнии, создавая неповторимое зрелище. При свете дня и отсутствии грозы, солнечные лучи причудливым образом отражаются от металла и делают пейзаж поистине неземным.
Уолтер Де Мария "Поле молний" днём и ночью
В 1983 году одиннадцать искусственных островов в заливе Бискейн (Майами), были окружены розовой плёночной тканью. Общая площадь розовой материи составила 603850 квадратных метров. Композиция была названа «Окруженные острова» и принадлежала авторству художников Христо и Жанны Клод. Творческий союз планировал и готовил этот арт-объект на протяжении трёх лет. Замысел авторов состоял в том, чтобы подчеркнуть гармоничный союз воды и суши, в котором комфортно существуют жители островов. Несмотря на то, что экологичность данного проекта вызывала большие споры (художники настаивали на полной безопасности плёнки для окружающей среды, но защитники животных выступали против), он был признан самым красивым и впечатляющим произведением лэнд-арта в ХХ веке.
Христо Явашев "Окружённые острова"
Современные художники лэнд-арта значительно больше внимания уделяют природному происхождению материалов для творчества, создавая не только прекрасные, но и абсолютно экологичные работы. Вот лишь некоторые примеры уникальных произведений последнего времени.
Нильс Удо и его гнёзда
Корнелия Конрадс и её «парящие» произведения
В России лэнд-арт также известен и распространён. Наиболее известной и популярной площадкой для подобного вида искусства является арт-парк «Никола-Ленивец» в Калужской области. Художник Николай Полисский работал над произведениями, представленными на территории парка, на протяжении последних 17-ти лет. В создании некоторых арт-объектов также участвовали художники и гости фестиваля Архстояние.
Лэндарт-парк «Никола-Ленивец»